Велес и его паства

         Великий Велесов день — это день когда солнце начинает светить по весеннему. И хотя, вся природа все еще пребывает в ледяном сне. Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
         Так кто же такой Велес?

 

         Велес или Волос – один из древнейших и основных богов славянского пантеона. Летописи XVII века передают предание о грамоте Александра Македонского, данной предкам словен:
        "Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца".

         Город Ярославль по преданию был основан в 1010 году на месте храма Медвежий Угол, который был посвящен Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя: "Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури".
         Почему же так почитали этого Бога в древнеславянской культуре?

         Как известно - Первый закон жизни дал Род. Суть его заключалась в том, что жизнь бесконечна и вездесуща.
          Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету за движением Солнца, тем самым, показав, что люди напрямую связаны с Мирозданием.
          Третий закон поведал Коляда, рассказав о том, как движется время, и вывел людей за пределы сиюминутного существования, дабы приобретать опыт и оценивать свои поступки.

          Историки и ученые этимологи плодотворно потрудились изучая Языческий пантеон. Ведь за каждым словом стоит физическое явление.
          Например к числу архаизмов, в Приволжской области, принадлежат термины, где основа волос/велес используется для обозначения власти:
- велес - "повелитель, распорядитель, указчик",
- волос -  "власть", волосить "властвовать, управлять", ср. также русск. волость, володыка (владыка), ст.-слав. велий (великий).
          По народным поверьям, Велес часто являлся в виде медведя -владыки леса.
 (ср. лат. villus – шерсть, villosus – волосатый).
          Другим воплощением Волоса считается образ змеи. Одна из древнерусских летописей содержит миниатюру со сценой принесения клятвы дружиной князя Олега. Воины клянутся богами – Перуном и Волосом.
           Следует отметить, что в традиционной культуре русских образ змеи, связанный с землей и подземным миром, символизировал богатство и плодородие, что соответствует функциям Волоса.
           С приходом и укоренением Христианства – большинство языческих Богов были заменены сказочными и Христианскими персонажами. А кому не нашлось аналога – обрели негативные и порицательные значения.
           Например -  всем известный персонаж сказок баба Яга…в древности Богиня Ягиня – покровительница всех сирот – и между прочим красавица…
           Не обошли стороной и Велеса. И если Перун был заменен на пророка Илью, то Велес - на Черта.  Рога и копыта – гордость и достоинство могучего и непокорного Быка сыграли с ним злую шутку. А основные функции Велеса отошли в ведомство св.Николы и св.Егория.
           Любопытно, что на Киевском капище среди других идолов не была воздвигнута статуя Волоса. И всё же, во времена Владимира, Волосов кумир стоял в Киеве, но не на горе, а на Подоле.
           Замечено, что, как правило, капища и идолы Велесу устраивались не на холмах, а в низинах рек и у водоемов.

            И это тоже не случайность. Если носитель славянского языка переведет Велеса во Власия, то финн-мерянин, с не меньшей легкостью, услышит в имени "Никола…Мико-ле" родное "Мяки Лей" – холм у воды, т.е. святилище, сакральное место.

 

 

            С утверждением христианства, в Новгороде, Киеве и Ярославле уже в XI веке на местах языческого поклонения Волосу были поставлены церкви св. Власия.
            На месте капища Волоса на реке Колочке был основан Волосов-Николаевский монастырь. В этом монастыре находилась чудотворная икона Николы, которая, по преданию, многократно являлась на дереве.
             В  мифологии Балтийских народов Бог VelnsWelis – пастух и проводник душ умерших в ПРАВЬ. В кельтских эпосах – Аваллон – страна блаженных. Эвелины – хранители врат этой страны.
             Древнегреческие писания так же содержать упоминания об Элизиуме - Элизей – Елисейские поля. 
              Культ Велеса имеет непосредственную связь с Астрономией. Всем известны созвездия Большой и Малой медведицы – а рядом с ними их охранник – созвездие Волопас. Ещё одно свидетельство о том, что все мы только временные гости на Земле и путь наш лежит дальше?
 .........…не вольно хочется воскликнуть - ”О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух”

             эссе подготовлено по материалам работы  
             "Восточнославянские боги и их имена" -  Ишутин  Александр Александрович

Оставить комментарий

Комментарии: 0