О чем поведает лаковая шкатулка

 
композиция из коллекции "Лаковая Шкатулка"

       Темой для композиции послужили знаменитые произведения прикладного искусства в технике лаковой миниатюры средней полосы России - подробнее о символике узоров здесь
       "Лаковая миниатюра - это не ремесло, а настоящее искусство, это - живопись". Палех, Мстёра, Федоскино, Хо́луй.  Думаю, что ценителям прекрасного хорошо знакомы эти названия мест в Средней полосе России. Свою известность они приобрели благодаря лаковой миниатюре. Жили-были варежки - Cimdu pasakas - Knitting with love

        История развития лаковой живописи уходит своими корнями в Китай. Уже в 5 веке до нашей эры таким способом украшались предметы быта.
        Затем в конце 6 века до нашей эры этот вид  искусства продолжил свое развитие в Японии.
        Но в Россию пришел уже из Европы, только в конце 18 века.
        В это время, на ряду с уже хорошо развитым мастерством иконописи, местные умельцы стали осваивали тонкости ремесла росписи предметов быта.
        Федоскинская школа является самой первой среди выше перечисленных, так как именно здесь, в селе Федовскино, купец Коробов наладил производство табакерок из папье-маше.
        Сначала, для украшения, на коробочки клеились картинки,  и затем поверхность покрывалась лаком. Товар быстро приобрел популярность, и для обучения своих мастеров более сложной технологии росписи под лак, Коробов выписал специалистов из Германии, с лаковой фабрики Штобвассера.
        Постепенно, в начале 19 века в Федоскино появились свои настоящие художники.   

        Лаковая миниатюра - это не ремесло, а настоящее искусство, живопись. Художники пишут штучные работы, которые и стоят, соответственно, дорого и ценятся коллекционерами по всему миру. Существует очень много подделок. Будьте осторожны! Но есть и недорогие сувениры, которые не являются подделками. Это списки с работ мастеров, как старых так и современных художников, выполненные на скорую руку. Обычно они выполняются на фабриках в потоковом режиме. Они, конечно, не такие проработанные и имеют не высокую ценность, зато это доступный сувенир.
        Каждая из 4 школ лаковой миниатюры имеет свои особенности, отличия и стиль. Конечно, у каждого художника свой почерк, очень много нюансов. Но мы постарались показать основные отличия всех школ:

        Чувствуется разноплановость? В пейзажах присутствует воздух? У лиц есть объем? Значит это Федоскинская лаковая миниатюра. Эту школу основали художники, а не иконописцы. Здесь используется особая технология многослойного письма, которая позволяет создавать объем.

Чувствуется внутреннее сияние и блеск - опять Федоскино. Используются перламутровые и металлические порошки, которые просвечивают сквозь краску.

Только в Федоскино используют масляные краски (в остальных - яичная темпера). 

         Федоскинская школа - самая первая. Появилась в конце 18 века. Тогда в село Федоскино купец Коробов наладил производство табакерок из папье-маше. Для украшения на коробочки сначала просто на лак клеились картинки. Для обучения своих мастеров этой технологии Коробов выписал специалистов из Германии с лаковой фабрики Штобвассера. А настоящие Художники в Федоскино появились уже в начале 19 века.

          Много золота и ярких красок на черном, много мелких деталей, одежда расписана золотым, вытянутые формы, лица как на иконах? - значит Палехская лаковая миниатюра.

          Исконные традиции иконописи в Палехе отразились и сохранились в лаковой миниатюре. В Палехе писали иконы "для богатых" с использованием золота высокой пробы, тончайшим письмом и очень детальной проработкой всех объектов.

          С 18 века Палех - центр иконописи. В советские времена иконы стали не нужны. В это время талантливый местный художник Голиков посетил выставку в Москве и сильно впечатлился работами Федоскинских мастеров, вернувшись домой в свое село Палех он собрал художников и с 1924 года появилась Палехская артель древней живописи.

           В работе художники используют яичную темперу. Черную заготовку шкатулки обрабатывают пемзовым порошком, чтобы краска ложилась. Потом наносят рисунок иголкой. Места, где будут краски, обрабатывают белилами, чтобы краски на черном фоне не выглядели тускло. Затем идет работа красками и проработка деталей.

           Стиль похож на иконописный, но золота не много? Преобладает голубовато-серая гамма? Все в основном веселое, динамичное и жизнерадостное? Фоны чаще цветные, в них нет черного? Поля черные с узорами? Это Мстёра.

            В Мстёре лаковая миниатюра появилась в начале 30-х годов 20 века. Также как и в Палехе выросла из иконописного промысла. В советские годы местные художники вдохновились успехами Палешцев и переняли идею, вложив в нее свои традиции и умения.

            Как и в Палехе используется яичная темпера. В отличии от Палешской техники белилами закрашивается весь фон. Соответственно, весь фон и вся поверхность миниатюры прорабатывается красками. Потому все фоны цветные.

            Слегка просматривается иконописная школа? Более или менее крупный и приближенный к зрителю пейзаж и фигуры? Формы вытянутые, но более объемные и не такие иконописные как у Палеха? Встречаются Красный, Зелёный и Вишнёвый цвета фона? Золото и серебро использовано только для изображения блестящих металлических предметов или узоров? Это Холуйская миниатюра.

            В Холуе все было почти также как в Мстёре, только немного попозже. Иконописцами в 1934 году была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий.

            Для экономии средств мастера Холуя стали осваивать лаковую миниатюру на подготовленных листах картона. Работа в отрыве от конкретной вещи не прошла даром. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи. Следы неверной первоначальной направленности достаточно явственно обнаруживаются в дальнейших работах на шкатулках, коробочках и т.д.

            Мастера холуя долго искали свой стиль, эксперименты продолжаются и до сих пор. Сейчас лаковая миниатюра в Холуе это бодрый и процветающий промысел.
          * с благодарностью к автору статьи  интернет-журнала BetaRusonom (здесь)

#cimdupasakas #mittens #fairisleknitting #pattern #masterclass #knittingkit #yarn #latvianyarn #shetland #жилибыливарежки #жаккард #схемы #мастерклассповязанию #вязальныекомплекты #пряжа #латвийскаяпряжа #шетланд #варежки #варежкиспицами #варежкижаккардом #рукавички #рукавичкиспицами #рукавичкижаккардом